Понедельник, 29.04.2024, 01:17
Сайт учителя физики и информатики Кречман Ольги Алексеевны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая система учителя физики

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Кабанская СОШ»

Кречман Ольги Алексеевны

Я, Кречман Ольга Алексеевна, работаю учителем физики и информатики в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Кабанская СОШ». В условиях развития современного общества необходимо формировать инновационный потенциал у молодых людей, готовящихся вступить в быстро меняющийся мир, где приобретенных в школе знаний и умений уже не достаточно, чтобы добиться успеха и важным становится фактор поиска нужной информации.

Центральное место в моей системе занимает учащийся, его способности, индивидуальность, духовный мир. Каждому от природы даны способности и склонности, и моя основная задача -развивать их, формировать личность со всеми присущими ей качествами и особенностями.

Учебный материал по физике - это не только источник знаний, он в равной мере он является базой для развития личности. Усвоение этого материала не самоцель обучения, знание должно, прежде всего, эффективно работать на задачу формирования личности учащегося. Поэтому в ходе работы над решением поставленных задач у меня сформировалась определенная система работы, которая предусматривает тесное сотрудничество учителя-предметника и учащегося, классного руководителя и родителей. Моя система базируется на двух основных направлениях, учебная работа и внеурочная деятельность по предмету, которые взаимосвязаны между собой, так как интерес к внеурочной деятельности возникает только тогда, когда интересно на уроке, возникает желание продолжить работу дальше.

В своей практике я использую некоторые инновационные методы, технологии, приемы, направленные на формирование интереса учащихся к изучаемому предмету. На уроках организую процесс обучения через постановку и решение учебных познавательных задач и на основе принципа научного познания (принцип цикличности), который можно представить в виде последовательности циклов, каждый из которых включает следующие звенья: факты -проблема - гипотеза - модель - следствия - эксперимент.

На первом этапе происходит накопление фактов, выявленных при опытном исследовании какой-то группы явлений, для этого лучшими методами являются рассказ учителя и демонстрационные опыты. Учащиеся понимают, что абстрактная модель-гипотеза строится на основе обобщения множества фактов. Вместе с тем необходимо, чтобы ряд явлений они наблюдали непосредственно. Выдвижение гипотезы занимает центральное место в понимании явлений, в их познании, в открытии (изобретении) нового. Далее происходит процесс моделирования объекта или явления для наиболее наглядного представления о структуре объекта или явления и выяснении взаимосвязей между его структурными элементами. Следующим этапом является теоретическое развитие модели - выдвижение следствий. На этом этапе реализуется получение и обсуждение всевозможных, конкретных выводов и следствий из модели - абстрактной формулы, закона, принципа. Завершающая фаза -эксперимент - служит, прежде всего для объективной проверки теоретических выводов, сделанных на основе модели. Обучение школьников с опорой на методологию познания, выраженную в построении и решении познавательных проблем согласно принципу цикличности, применяю на уроках: изучения нового материала, уроках решения задач, на лабораторных работах, а также в подборе заданий с методологическим содержанием.

Для формирования научного типа мышления учащихся также использую технологию «Создание образа явления» (задания на установление связей). Учащимся предлагается тип заданий, для выполнения которых нужно выстроить цепочку из фактов и размышлений. Процесс создания «образа» - дело творческое, развивающее логическое мышление. Задачей учащегося является выявление и обоснование связей, выстраивание цепочки рассуждений, каждое звено которой связано с предыдущим. Предлагаю учащимся алгоритм действий:

  1. Назвать факт или явление о котором говорится в задании.
  2. Определить, что в окружающей природе и жизни человека зависит от этого факта.
  3. Выяснить взаимосвязи:

а)     что будет, если данный факт, величина станет больше, меньше;

б)     указать, в какую сторону произойдет изменение;

4.  Сформулировать общий вывод, обобщив полученные сведения.

Очевидно, что подобных заданий в процессе обучения физике можно придумать много. Они развивают умение логически мыслить, приучают действовать по шагам так, чтобы каждое продвижение опиралось на предыдущее, нацеливают на поиск и установление связей между физическими фактами, величинами, процессами в окружающем мире, учат вскрывать причинно-следственные отношения.

В учебной работе учитываю изобретательность учащегося, предоставляю ему возможность самостоятельного выбора формы работы на уроке (индивидуальная, групповая, фронтальная), тип ответа (у доски, с места, письменно, устно, в виде развернутого рассказа или краткого резюме). Регулярно использую коллективную учебную работу, т. к. в такой деятельности одни учащиеся берут на себя роль «генератора идей», другие охотно эту идею обосновывают, выполняя роль референта, третьи с удовольствием участвуют в практической реализации замысла: выполняют сборку установки, делают расчеты, рисуют схемы, опыты, чертежи.

В процессе учебной и внеурочной работы стремлюсь создавать ситуации, вызывающие появление у учащихся положительных познавательных мотивов. Развиваю интерес учащихся через увлекающее содержание материала, путем последовательного раскрытия разных практических применений какого-то явления или закономерности в технике, медицине, быту, использую занимательные факты из наблюдений, производственной практики, парадоксального эксперимента, дающего неожиданный эффект. Для формирования мотивов саморазвития, показываю значимость материала, который предстоит изучать, создаю условия для получения практических умений, необходимых для выбора профессии. Для стимулирования мотивов достижения успеха, указываю на высоты, которых необходимо добиться, ориентирую на победы в учебных соревнованиях, на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах. Формируя коммуникативные УУД, связанные с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием, организую групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов, групповую разработку проектов.

Творческая, экспериментальная работа на уроке побуждает учащихся к исследованиям, к проектной деятельности. Учебные проекты позволяют проследить связи между различными учебными дисциплинами в контексте проблем реального мира, вовлекать учащихся в активный процесс обучения. Метод проектов — это метод личностно-ориентированного обучения. Он позволяет учащемуся участвовать в разработке содержания обучения, развивая умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности и способам представления изученного материала.

Предоставляю возможность учащимся работать над проектами как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом не является обязательной для каждого учащегося, она организована, когда возникает интерес к глубокому изучению вопроса, к экспериментальной деятельности. Работа над проектом в физике интересна тем, что можно проверить свои исследования экспериментом. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, что повышает их собственную самооценку.

Также для формирования интересов и создания условий для творческой деятельности учащихся, появилась новая форма взаимодействия учителя и учащегося - занятия экспериментальной физики в школьном научном обществе НОУ, а также в летнем лагере. На всех этапах своей педагогической деятельности я применяю систему педагогических стимулов: одобрение, перспектива, педагогическая поддержка, авансированное доверие, игровые ситуации, ситуации примера, ситуации успеха, ситуации проб, ситуации свободного выбора, соревнования, ситуации творчества, поиска, которые способствуют повышению познавательных интересов учащихся.

Методическая система учителя по формированию

познавательных УУД учащихся в процессе обучения физике

 

Ведущая идея – организация системно-деятельностного подхода по стимулированию познавательных УУД при обучении физике

Задачи:

  • Организация изучения предмета на основе принципов научного познания
  • Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
  • Создание условий для творческой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности
  • Стимулирование мотивации обучающихся к саморазвитию

 

Результаты:

  • Личностный рост учащегося
  • Повышение качества знаний учащихся по физике
  • Вовлечение учащихся в проектно – исследовательскую деятельность
  • Повышение заинтересованности учащихся и количества школьников, участвующих в предметных конкурсах и олимпиадах

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
© Кречман О.А. 2024 г. Все права защищены.Конструктор сайтов - uCoz