Обучение ребенка поиску информации
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у младшего школьника целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям.
Поиск информации представляет собой процесс выявления в некотором множестве документов всех тех, которые посвящены указанной теме (предмету), удовлетворяют заранее определенному условию поиска или содержат необходимые (соответствующие информационной потребности) факты , сведения.
Процесс поиска включает последовательность операций, направленных на сбор, обработку и предоставление необходимой информации заинтересованным лицам.
Виды поиска:
- Полнотекстовый поиск — поиск по всему содержимому документа.
- Поиск по метаданным — это поиск по неким атрибутам документа, поддерживаемым системой — название документа, дата создания, размер, автор и т. д.
- Поиск изображений — поиск по содержанию изображения
В общем случае поиск информации состоит из четырех этапов:
- определение (уточнение) информационной потребности и формулировка информационного запроса;
- определение совокупности возможных держателей информационных массивов (источников);
- извлечение информации из выявленных информационных массивов;
- ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.
Алгоритм
1. Формирование потребности в поиске информации.
Приемы:
- Постановка перед учащимися задачи, решение которой требует поиска дополнительной информации.
- Опережающее задание учащимся на поиск информации по теме в других источниках.
- Задание подготовить исторический рассказ по теме, и т. д.
- Проектная деятельность учащихся.
- Вовлечение детей в интеллектуально-познавательные игры-конкурсы.
2. Создание условий для накопления детьми опыта поиска информации.
Приемы:
- Нахождение текста в оглавлении;
- Работа с текстом учебника по поиску слов, определений и т. д.
- Поиск информации на компакт-дисках.
- Работа с компьютерным текстом, включающая компьютерный поиск ключевых слов в текстах.
- Поиск информации в компьютерных энциклопедиях и словарях.
- Подготовка сообщений с использованием информации, размещенной в Интернет, и т. д..
- развития младших школьников определяется процессом обучения на различных этапах достижения ими уровней образованности, и, в конечном счете, формирование навыка поиска информации предусматривает развитие у учащегося:
- отношения к информации;
- личной потребности в усвоении основ поиска информации;
- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;
- устранять информационный дефицит;
- способности взаимодействовать с информационной средой, прокладывая путь от неизвестного к известному, способности использовать поисковые системы, способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к библиографическому общению.
Литература
А. Горячев
Формирование информационной грамотности в Образовательной программе "Школа 2100" Источник:http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files45/files46/docs/goryachev.htm
Википедия
Информационнный поиск Источник:http://ru.wikipedia.org
Технологическая карта и диагностика обученности
|