В настоящее время происходит некоторая путаница в понятиях: какие технологии считать современными, какие задачи преследует использование данной конкретной технологии. Разъяснения даны в следующей книге: Михеева Т.Б., Чекунова Е.А. «Школьный учитель: самообразование. Вопросы и ответы, советы, тесты» - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Образовательные технологии – это комплекс методов и форм обучения, основанный на использовании технических средств и достижений научно-технического прогресса.
Основные направления и конкретные задачи новых образовательных технологий:
- Интеграция математики и языковых дисциплин в начальном образовании (% новые курсы «Информатика 1-4», «Алгоритмика»);
- Создание компьютеризированных лабораторий;
- Использование компьютерного конструирования и моделирования (% конструкторы «Живая природа», «Живая физика»);
- Обеспечение доступа к информационным ресурсам за пределами учебников;
- Сенсомоторное развитие интеллекта учащихся (% телесно-двигательные игры).
Цели образования и их достижение с помощью педагогических технологий
Группы
|
Задачи
|
Технологии
|
Технологии формирующего обучения
|
Освоение базовых знаний и ключевых компетенций
|
- Технология полного усвоения
- Алгоритмическая технология
- Технология поэтапного формирования понятий и умственных действий (Гальперина)
- Модульная технология
|
Технологии развивающего обучения
|
Обеспечение развития познавательных, творческих способностей, способности видеть и решать проблемы в различных жизненных ситуациях.
|
- Проблемно-поисковая технология (проблемное изложение, мозговая атака)
- Проблемно-исследовательская технология
- Технология моделирующего обучения (имитационные, деловые игры)
- Коммуникативно-диалоговые технологии (дискуссия, диспут)
|
Технологии личностно ориентированного обучения
|
Развитие субъективности учащегося, способности принимать собственное решение, брать ответственность на себя
|
- Обучение на основе личностно значимых ситуаций
- Разноуровневое обучение (лестница достижений, портфолио)
- Обучение в сотрудничестве
- Проектное обучение
|
Более подробную классификацию педагогических технологий приводит Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 254-255. Ознакомиться с ней вы можете здесь.
Остановимся на следующих технологиях, методах и формах в рамках внедрения ФГОС ООО.
1. Проблемное обучение
2. Проектная и исследовательская деятельность
3. Информационно-коммуникационные технологии
4. Дискуссия
5. Технология развития критического мышления через чтение и письмо
6. Уровневая дифференциация
7. Кейс-технология
8. Портфолио
9. Модерация
10. Деловые игры
11. Практикумы
Образовательные технологии